Социальная наука как социология и антропология возникли в конце XIX века из противопоставления Природы и Культуры. Философия индивидуализма говорила о том, что человек — это особое явление, неподвластное никаким законам Дарвина. Университетская конъюнктура требовала от увлёкшихся социологией новых и новых обоснований, почему человеческие процессы нельзя описывать в категориях этологии. Это привело к тому, что Эмиль Дюркгейм создал социологию социального — разработал систему категорий, которые в последние десятилетия критикует Бруно Латур. Оторвавшись от натуралистических объяснений, социология, с одной стороны, комфортно себя чувствует в дюркгеймианской рамке, с другой стороны — иногда переоткрывает Макса Вебера и удивляется его натуралистическим тезисам. Или внезапно перечитывает Родерика Маккензи, который казался второстепенным теоретиком Чикагской школы, а потом выясняется, что он уже в 1930-е придумал акторно-сетевой анализ. Колин Джеролмак, известный как Pigeon Guy благодаря своему исследованию того, как мигранты из Турции разводят голубей в немецких городах, формулирует тезиз «Towards the sociology of nature», провозглашающий необходимость осторожного возвращения природных фактов в поле социологической эпистемологии. Сейчас же активно развивается постэксемпшианалистская и постгуманистическая теория и исследовательская практика, которая наглядно нам демонстрирует неразрывную связь категорий природы и города в социальном и антропологическом залоге и окончательно снимает поставленную сто с лишним лет назад дихотомию. Что в свою очередь служит топливом для нового витка утопического архитектурно-урбанистического проектирования, стремящегося ликвидировать антропогенный след в планетарных масштабах. Все эти вехи и преломления мысли о природе и городе мы детально изучим в ходе нашего курса.
Уровень курса — начальный. Курс проводится в формате текстологических семинаров (2 академических часа в неделю, 12 недель), на каждый семинар участники читают определенные тексты, среди которых есть обязательные и дополнительные. Фокус семинара — на обязательных текстах, дополнительные тексты служат расширением дискуссии. Примерное время на самостоятельное чтение между семинарами — 2-3 часа в неделю.
По результатам прохождения курса участники готовят презентацию для отчётной конференции.